Осенний пленэр москвичей

В Серпуховском Историко - Художественном Музее до середины декабря - московские живописцы представляют пейзажи Серпухова, и не только...

Московский Союз Художников (МОСХ) уже пять лет устраивает пленэры по Подмосковью и прочим недалёким прекрасным местам. 

Идею групповых поездок придумал и реализует живописец Пётр Грошев. В Серпухове московские художники работали несколько раз. Теперь у нас выставка их работ. Пётр Грошев рассказывает: «Выставка случилась очень просто. Мы писали на Соборной горе, к нам подошли сотрудники музея, и мы вместе решили сделать эту выставку. Вот и сделали».


Он рассказал, что на пленэр выезжают одним днём. Утром художники садятся в автобус, приезжают на заранее выбранное место. Целый световой день работают. Иногда есть время пройтись по окрестностям. К вечеру, грузят ещё не просохшие работы и возвращаются в Москву.


На выставке в Серпуховском музее много этюдов – незаконченных работ. И это особенно интересно. Потому, что мы можем видеть непосредственный творческий импульс, живую энергию художника.


Когда группа художников выезжает «на этюды», по-французски это называется «пленэр». На себе – этюдники, подчас тяжеленные, забитые тюбиками, кистями, тряпками, чтобы кисти вытирать, баночками с маслом и растворителями. А ещё грунтованные холсты на подрамниках, складные стулья, термосы с горячим питьём.


Пленэр для пейзажиста – это момент истины, творческого слияния с природой, с пейзажем. И не важно, какая погода. Потом картины будут жить в галереях, в тепле, чистоте, при искусственном свете. Ценители и просто зрители, а, возможно, и покупатели, будут вполголоса беседовать о колорите, настроении, композиции.


На пленэре всё реально. Настроение солнечных бликов проникнет во взгляд, через руку художника и отпечатается на холсте. Палый листок прилипнет к сырому холсту рядом с портретом его родного дерева. Художник продрогнет до костей, но дождь не размоет пейзаж. На пленэре предпочтительно работать масляными красками, хоть они в холодную погоду становятся густыми.

И неважно, к какому направлению относит себя художник – реализму, импрессионизму, примитивизму, если он - настоящий художник, правда его настроения останется на плоскости холста.

На втором этаже музея в фойе и двух залах пейзажи московских художников, написанные в Серпухове и других городах Подмосковья. Выставка называется «Русская провинция». Конечно, самая любимая тема – наша Соборная гора. Каждый мастер видит её по-своему.


Для художницы Елены Павловской – это согретая осенним закатом стройность и точность церковной архитектуры.


На полотне Виктории Осмёркиной – тоже Соборная гора, но совсем другая. Сказочные кони пасутся на склоне. Картина напоминает витраж. Художница говорит: На Соборной горе всегда свободно ходят прекрасные кони. Здесь есть особое чувство радости и защищённости».


Александр Чагадаев увидел Соборную гору как-бы с небесной высоты в тёплой дымке. Его тонкие, мастерски написанные почти без мазков, работы вовсе не копирование натуры – состояние светлого раздумья и умиротворения.

На выставке произошло приятное для горожан событие.


Художник Илья Птичкин подарил нашему музею свою картину. Это обдуваемый осенним ветром Малый Высоцкий переулок в конце которого просматривается здание музея. Городской пейзаж, написанный с натуры нынешней осенью, войдет в постоянную экспозицию музея.


Для директора музея Людмилы Гафуровой и этот подарок был сюрпризом. Хотя, существовала в прежние времена традиция, когда художники дарят свои работы музеям, где проходят выставки.  Картина Ильи Птичкина наполненная трепетной энергией, напряжённая по цвету и неординарная по композиции займёт достойное место в коллекции музея.


А живописному десанту московских художников серпуховичи всегда рады и помогут найти новые вдохновляющие уголки природы и памятники архитектуры. Выставка продлится до 15 декабря. Взгляните на пейзажи города глазами московских живописцев.


ОкаИнфо