Изобразительное искусство как триумф человеческого общения

29 ноября, в дождливую, казалось бы ничем не примечательную, пятницу представители русской общины в Люксембурге собрались в уютном Центре культуры и науки России, что на улице Гете. Поводом для встречи стало знаменательное событие – открытие вернисажа Виктора Лукьянова, русского живописца, во второй раз привезшего новые полотна в давно полюбившийся художнику Люксембург. 

Встретить и поздравить Виктора с открытием выставки «Очарованный странник» в Люксембурге собрался весь местный русский (и не только) свет, больше полусотни человек. Присутствовали представители российского дипломатического корпуса, члены общества «Люксембург-Россия», люди искусства и просто почитатели таланта художника, и Российского центра науки и культуры. Виктор Лукьянов, по его собственным словам, в Люксембурге не впервые. «Здесь я чувствую себя невероятно хорошо, магия этого города в том, что всякий раз приезжая в него, оказываешься в сказке. А в сказках, как известно, сбываются мечты и все заканчивается хорошо», - рассказывает Виктор. 


И действительно, двумя часами позже, когда гости стали расходиться, можно было с уверенностью сказать, что все закончилось хорошо, и праздник удался. Почему? По словам виновника торжества, главное достижение вечера в том, что людям удалось собраться, встретиться и пообщаться. «Сегодня люди постоянно отделены друг от друга. Их разделяет телевизор, их взгляды, нехватка времени и куча других условностей. А здесь сегодня состоялся самый настоящий триумф человеческого общения. И этот контакт – то главное, ради чего и существует искусство», - делится своими эмоциями художник.


И действительно, со стороны можно было заметить, что мероприятие стало не просто почитанием таланта русского живописца, а встречей друзей, коллег, просто интересных собеседников. В каждом уголке центра люди с энтузиазмом общались, обменивались контактами, обсуждали полотна, спорили, выпивали, обнимались, делали комплименты друг другу и самому художнику – в общем, происходил настоящий культурно-социальный обмен. Сложно сказать, что способствовало возникновению такой непринужденной обстановки… Может быть, тот факт, что картины Виктора Лукьянова, представленные на вернисаже, создали внутри невероятно уютную атмосферу. Пейзажи Москвы, Люксембурга и другой Европы, зима, лето, парки, поля, городские променады, сочные натюрморты – все эпизоды жизни человека соединились в одно гостеприимное полотно, с оттенком светлой грусти, но, безусловно, оптимистичное, легкое и очень родное, с сугробами, городскими огнями и свежими цветами. Люди, оказавшиеся внутри этого полотна, сами как будто стали его героями, наполнились его настроением, смогли расслабиться и просто отдохнуть.

Еще одной причиной успеха вечера сам Виктор отмечает приятное стечение обстоятельств, по которому в одном месте и пространстве собрались абсолютно разные художники своего дела – дипломаты, представители изобразительного искусства, музыки и даже кино. Этот вечер, как рассказал во вступительной части Владимир Соколов, директор Центра культуры и науки, был очень необычным для русского Люксембурга. «Российская культурная жизнь в сегодня на пике активности, – заметил он. – Мы рады на этом вернисаже приветствовать наших гостей – делегацию из союза кинематографистов России, прибывшую по случаю открытия в недели нового российского кино. Параллельно в филармонии проходит концерт Валерия Гергиева, он пользуется большой популярностью среди люксембуржцев. Сегодня также началась активная подготовка к Интернациональному благотворительному базару, на котором Россия будет представлена отдельным стендом. Такая вот концентрация событий!”.


Выставка, на которой представлено около полусотни работ художника, продлится две недели, и, как точно подметил Виктор Лукьянов, еще будет возможность прийти и внимательно рассмотреть картины. А оказаться в теплой компании – отличный шанс, который выпал всем присутствующим в день открытия «Очарованного странника», и мы этим шансом воспользовались от души!

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЫСТАВКИ

Владимир СОКОЛОВ, директор Центра культуры и науки России в Люксембурге:

С большой радостью открываю сегодняшнее мероприятие – выставку моего давнего друга, замечательного художника Виктора Лукьянова,  обладателя массы академических регалий и заслуг. Сегодня необычный день в русском Люксембурге. Сразу несколько культурных событий проходит в городе в этот вечер. И мы все это чувствуем. Рад отметить, что с инициативой организовать выставку выступил Культурный центр имени Александра Пушкина – старейшее общественное объединение в Люксембурге и наш добрый партнер. Это значит, что РЦНК живет не только своими проектами, а является универсальной площадкой для реализации культурных инициатив российского и русскогоговорящего сообщества в Люксембурге

Виталий ЗАЗВОНОВ, директор Пушкинского центра:

Очень рад приветствовать всех на открытии выставки Виктора Лукьянова! Приятно отметить, что это событие удачно вписалось в палитру русской культурной Люксембурга. Добро пожаловать на выставку, оценивайте ее со всей строгостью, угощайтесь, отдыхайте!

Юрий СОКОЛОВ, временный поверенный в делах в посольстве России в Люксембурге:

Дорогие гости, для многих из вас РЦНК является связующим звеном с родиной, и вы чувствуете здесь себя как дома. Мы, безусловно, всегда рады приветствовать всех гостей. Желаю успехов этому мероприятию!

Сергей ЛАЗАРУК, профессор ВГИК, глава делегации союза кинематографистов России в Люксембурге:

Виктор Лукьянов в России – человек почитаемый и известный, тем не менее на родине мы не были знакомы. И удивительно то, что приехав сюда с другой миссией – на открытие Дней российского кино, – я встретился с ним и его творчеством. Я не знаю, будете ли вы любить наше новое российское кино, или нет, но не полюбить то разнообразие творчества, которое есть у Виктора – не позволительно. Поздравляю всех с счастливой возможностью встретиться здесь!

интервью с художником и его женой

Виктор Лукьянов: Люксембург – это обетованный остров, где люди живут в мире с собой, с природой, друг с другом...

После открытия выставки Виктора Лукьянова в Центре культуры и науки России в Люксембурге, нам удалось задать несколько вопросов художнику и его жене, о жизни, творчестве и впечатлениях о Люксембурге.

— Людмила, Виктор Лукьянов назвал вас своим ангелом и музой, скажите, в чем заключается ваша такая поэтическая роль в творчестве вашего мужа?


— Моя роль, как я себе ее вижу, это роль строгого, но любящего критика. Можно сказать, что мой процесс участия в творчестве заключается в первом взгляде со стороны, который получает Виктор о своей картине. И я всегда стараюсь добиваться того, чтобы каждая абсолютно картина была совершенной, живой, одухотворенной.


— Я так понимаю, это прибавляет вашему мужу работы?


— Конечно, бывают случаи, когда ему хочется поскорее завершить работу, или начать новый интересный сюжет. Но я настойчивая. В итоге мы оба понимаем, что картина и художник от этого только выигрывают.


— Здесь, на выставке львиная доля картин – пейзажи. Можете ли вы сказать, что эта пропорция в целом очевидна в творческом процессе Виктора?


— Нет, скорее это особенность конкретно этой выставки. Виктору так же хорошо удаются натюрморты и портреты. В 1998 году на одну из выставок пришла актриса Окуневская. Она тогда сказала, что Виктор – лучший портретист. Она была поражена своим портретом, который написал Виктор. Другие люди говорят, что его конек – зима… А сам он любит писать и людей, и животных, и пейзажи. И в пейзажах всегда присутствует какая-то жизнь, как эти белочки на картине парка в Люксембурге зимой. Виктор – человек очень общительный, добрый.


— Быть женой художника – каково это?


— По-разному. В целом, я очень рада и счастлива, что встретила Виктора в своей жизни, что наши отношения наполнены любовью и взаимопониманием. Вот мама моя не очень рада моей судьбе, говорит, быть женой художника очень тяжело. Ну, что я на это ей могу ответить? А женой сантехника? Тоже ведь не легко, правда...


— Да, верно, давайте обратимся к самому художнику. Виктор, почему вы выбрали для этого вернисажа именно такое название, «Очарованный странник»?


— Все не случайно! Пейзажи Люксембурга, соседней Франции, не могут не очаровывать своей историей, красотой, своими замечательными людьми. В Люксембурге каждый второй – турист с рюкзаком, странник, очарованный этим городом-сказкой, в который едут, чтобы в нашем мире раздора и разделения почувствовать единство.


— А в чем вы, как художник, видите особенность этого места?


— Терема и домики Люксембурга по архитектуре, по человеческой пропорции сделаны с таким вкусом, с такой индивидуальностью, теплотой и любовью, что напоминают мне сказки Андерсена или Грина. И этой изящной миниатюре заключено нечто большее. Как в бесконечно маленькой капле воды – бескрайний океан. И эта бесконечность ассоциируется для меня с былиной, историей, балладой, сказкой, мы вспоминаем рыцарей, хочется говорить на эпические темы возвышенным языком. И дело не только в древней архитектуре, трагической истории, замках, переходах, арках, крепостях и мостах... Все это есть где-то еще, в Праге, Лондоне. Но здесь, в Люксембурге, это по-другому скомпоновано, сохранено, так, что куда ни глянь – сказочные герои, тролли, эльфы, таинственные пещеры, которые могут скрыть целую армию, туманы поднимающиеся из низин, оазисы, эхо, здесь больше романтики, загадки...


— Пишется здесь тоже по-другому, видимо?


— Определенно! Здесь быстро включается воображение, ярче краски. Я еду на машине, смотрю – рабочие строят дом. Так они даже работают по-другому, не как в России. Все прекрасно: спецодежда, качество инструментов, в лицах рабочих видятся священники с благообразными бородами, с утонченными профилями. Рабочий поднимает лестницу чтобы начать штукатурить – как герой сказки Андерсена, как будто поправляет что-то в его волшебном мире. И здесь я нахожу нужную мне отдушину, покой, минуты тишины. Люксембург – это обетованный остров, где люди живут в мире с собой, с природой, друг с другом.


— Что, по-вашему, влечет зрителя к вашим полотнам?


— Искусству не нужен особый язык для коммуникации. Его понимают все, если с чистым сердцем сделано, и к чистому сердцу обращено. И мне очень приятно, что здесь в Люксембурге таких чистых людей, неочерствевших, много. Мне видится, что все равно Ван Гог ты или Ван Дейк (один – классик и портретист, а другой экстремист, душа на распаху, нервы на разрыв), но оба они, как и все мы, художники, объединяем людей. При всей академичности, классичности, может быть, казенности, правильности моей живописи, мне кажется, в ней есть самое главное – искра, которая дает людям внутреннюю свободу и ощущение доверия. Сначала зритель доверяет картине, потом соседу, который смотрит на ту же картину, художнику. И это создает какое-то поле, энергетическую воронку, попадая в которую люди вспоминают ,что можно ликоваться, обниматься и быть собой.


— Виктор, я слышала, что вы присутствовали на одном из занятий в местной художественной студии, что можете сказать о Наталье МЕРКС, инициатор и руководитель худ.студии в РЦНК и ее подопечных?


— Да, я видел как работают эти обаятельные милые девушки в художественной студии. Они приходили, брали в руки краски, некоторые впервые в жизни, и вытворяли непостижимые для меня вещи за один сеанс. Новички демонстрировали такие навыки, какие обычно нарабатываются годами, а здесь им это удается легко. В Люксембурге как на Луне – другая сила притяжения. Один прыжок и берешь небывалую высоту.

— Виктор, расскажите о своих эмоциях в этот торжественный момент.


— Для меня это волнительный день. Я шел к этой выставке долгие 9 лет, с тех пор как выставлялся здесь, в Люксембурге, в прошлый раз. Надеюсь, что некоторым из присутствующих на открытии это было так же памятно, как для меня. Сейчас, когда мероприятие подходит к концу, могу сказать, что открытие превзошло все мои ожидания. Зарубежные выставки отличаются от тех, кто организуются в России. Здесь, в маленьком Люксембурге я встречаю первых людей, страны, профессоров и дипломатов, которые живут со мной в одном городе там, но с которыми никогда не пересекаюсь. И что примечательно – внимание этих людей к творчеству. Они не просто посмотрели, но увидели. Профессионализм, опытность, титулованность о том и говорят, как мне кажется, что человек одним взглядом лизнул, и уже делает резюме, говорит о генеральной идее творческого направления и разнообразии сюжетов. Потому что такие высокие гости – художники своего дела, будь они из кино или из чиновников. Они экстраординарные люди в своем направлении.


— А как дело происходит в России?


— Там я иногда выставляюсь и в Кремле, здороваюсь за руку с первыми лицами, которые просто прошли мимо по коридору, но такого внимания, как здесь, я не получал очень давно. Последние выставки в Москве, можно сказать, прошли вхолостую. Не было зрительского контакта, понимания, сочувствия. Последний раз выставка открывалась летом. У людей на уме дискотеки, вступительные экзамены, отпуска. И реакция публики и администрации давала мне ощущение белой вороны. Поэтому сегодня я как артист на седьмом небе – восторженные взгляды, искренние отзывы, достойная публика, теплые объятия. Сегодня умру и буду благодарен Господу за все.


— Виктор, спасибо за интервью, желаю удачи вашему «Очарованному страннику» не только на открытии, но и на протяжении всего вашего пребывания в сказочном Люксембурге! Спасибо за ваши работы! 


Любовь Брагина

Представительство Россотрудничества в Великом Герцогстве Люксембург

Заметка о выставке в газете "Luxemburger Wort" от 30.11.2013 стр. 51