Символом выставки «Крымские истории» стала картина Ильи Птичкина «Виноград»

Илья Птичкин, «Виноград», 2010 г., холст, масло, 75х90 см
Илья Птичкин, «Виноград», 2010 г., холст, масло, 75х90 см

Издревле виноград является одним из символов плодородия, изобилия и жизненной силы. В христианской традиции виноградная гроздь символизирует духовную жизнь, спасение и возрождение. И не случайно символом выставки «Крымские истории», посвященной воссоединению Крыма с Россией, стал именно виноград, изображенный на одноименной картине Ильи Птичкина.

Винограда в Крыму полно. Порой кажется, что весь полуостров утопает в виноградниках — они встречаются повсюду: покрывают склоны гор, растут во дворах. Виноград устилает крыши беседок и укутывает стены домов. Осенью, когда виноград созревает и становится прозрачным, а его листья окрашиваются почти во все цвета радуги, кажется что наступает древний праздник жизни, урожая, вечной радости...


По словам Ильи Птичкина, желание написать виноград возникло у него во время пленэра в селе Соколином, где художник с коллегами поселился в старом домике с побеленными стенами, которые были увиты виноградом, создававшим уютный навес, под которым можно было укрыться даже в самый жаркий день. Илья наблюдал, как созревая менялся виноград, как эффектно смотрелся он в лучах Солнца...


«Оказалось, что виноград очень трудно писать», – рассказывает Илья Птичкин, – «Его листья все время колышутся на ветру, Солнце очень быстро перемещается и там, где только что были блики, появляются тени. Мне стало понятно, что к этюду нужно специально готовиться: не торопясь все отрисовать, композиционно решить, где будет самое светлое и яркое место, а затем писать, распределив работу на несколько сеансов. Когда я поступил таким образом, то получился первый неплохой этюд, вызвавший на московских выставках интерес у зрителей...»


Однако живописец не был до конца доволен тем, что он сделал. Появилось желание перейти от этюда к картине, создать завершенный образ. Во время следующей поездки в Крым Илья Птичкин нашел ракурс, при котором виноградная лоза очень красиво смотрелась на фоне гор, особенно ранним утром. Дымка скрадывала очертания, и было непонятно, что просвечивает между гроздьями: то ли небо, то ли горы, то ли стена побеленного домика. Было принято решение изобразить виноград в контражуре. В результате в работе появилась таинственность, свет мерцал через листья, а некоторые ягоды просвечивали и горели на солнце. Этот ход дал дополнительную игру красок...


О процессе создания картины «Виноград» рассказывает Илья Птичкин:


– Я писал картину в технике многослойной масляной живописи. Выбрав формат холста и композицию, наметил рисунок, сделал теплую имприматуру – первый слой прозрачной краски. Затем также теплым были прописаны основные тени и полутона. После этого цветом стал разрабатывать центральный кусок холста, добиваясь материальности и, в то же время, воздушности.


Помню, долго подбирал цвет и тон фона. На предыдущих вариантах он был холоднее, почти голубой. Это усиливало декоративность и яркость, но разрушало цельность. В итоге фон написал теплее. В нем есть и охристые, и розовые, и кофейные оттенки серого. Такое решение определило основной колорит, и удалось добиться большей гармонии.


Интересно было искать переплетение и ритм листьев, каждый из которых имеет свою пластику и цвет. Одни зеленые, сочные, другие красные, а некоторые совсем сухие. Это символично указывает, что все меняется, время течет и всему есть срок. Виноград соберут, и природа начнет новый жизненный цикл...


Информационное агентство МАНГАЗЕЯ