Передвижники. Перезагрузка

Калужский музей изобразительных искусств открыл в здании бывшего Дома учителя самую крупную экспозицию за много лет. На двух этажах в четырех залах развернули свои работы «Новые передвижники».

 

На выставке представлены живопись, графика, скульптура, медальерное искусство. Творческое объединение было организовано в 2009 году. Экспозиция проходит в рамках международного проекта «Палитра реальности - Русский мир», осуществляемого под патронатом Министерства культуры РФ, Российской академии художеств, Союза художников России и Международной академии творчества.

 

Цель проекта - «демонстрация позитивного образа России, ее миролюбия и созидательного потенциала. Участники средствами изобразительного искусства рассказывают отечественным и зарубежным зрителям о местах, людях и событиях, оказавших и оказывающих значительное влияние на формирование российской и мировой культуры».

 

Славное имя передвижников художники взяли в честь демократического, протестного товарищества творцов.

 

Только народных художников России, представленных на выставке, - 16 человек, но и работы молодежи, тщательно отобранные, не сильно проигрывают на их фоне. К движению примкнули не только столичные художники, но авторы из Тулы, Орла, Смоленска, Зауралья.

 

Художественный руководитель проекта, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, секретарь Союза художников России Геннадий Правоторов отметил, что Калуге удалось сохранить свой симпатичный тургеневский, чеховский облик.

 

Нам удалось побеседовать с гостем.

 

- Спасибо за серьезную и красивую экспозицию. Но почему вы назвались «новыми передвижниками»?

 

- Художник живет в определенное время и отражает свою эпоху, пользуется ее возможностями. Сегодняшний художник оказался в иной среде, чем основатели передвижничества. Во-первых, они не получили добротного образования, а во-вторых, живут без заказов. Над картиной автор может работать месяцы, а то и годы. Сегодняшний художник не может себе этого позволить. Поэтому тематическая картина, портрет - это редчайший случай.

 

- Передвижники приняли сердцем призыв Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Именно поэтому их искусство стало вехой в истории...

 

- Это те передвижники, а мы - новые. Наша цель - продолжение лучших, наработанных традиций реализма. Это самый трудный путь художника, а не рисование кубиков - рубиков.

 

Если у нас объявятся новые Третьяковы, Солдатенковы, Щукины и не будут покупать яхты или «Челси», а начнут поддерживать искусство, то появится заказчик. В советское время заказчиком была сама держава. Клубы, пансионаты, школы нуждались в пейзажах, натюрмортах, тематических картинах, и их писали во множестве. Сегодня задача - сохранить хотя бы реалистическую школу.

 

Когда у Сурикова спросили цену «Боярыни Морозовой», он ответил: «Я над ней работал много лет. Теперь я буду работать над новой картиной, и в это время я и семья должны прожить некоторые годы». А сейчас и месяцы не на что прожить.

 

Сегодня на Западе идеология антиэстетики доминирует, и реалистическое искусство уже не воспринимается публикой. Больше востребован чистый холст с пятном, и за него заплатят больше, чем за «Боярыню Морозову» Сурикову.

 

- Где же выход?

 

- В человеке неистребимо стремление к красоте в искусстве. Но профессионализм падает. И удержать его - цель нашего товарищества.

 

Татьяна Фомина с такой любовью изобразила заготовку сена («Стожок привезли»), что понятно - она знает вкус парного молока. Крохотное натуральное хозяйство - маленький надежный мир под нежной крышей облака, со стеной - яблоней, с петухом - будильником живет так же, как тысячу лет назад.

 

Владимир Буйначев уловил пластику юный ныряльщицы, еле удерживающей равновесие на скользком камне. Маргарита Акимова показала «Танцующую» в вихре страсти, как древнюю вакханку. Филигранный графический лист Ольги Минькиной, изображающий натюрморт с самоваром и чесноком, поражает кропотливостью работы. Александр Поворотов вырезал из искусственного камня Александра Пушкина, закутанного в теплую шинель. Повязанный поверх воротника шарф делает гения уязвимым, трогательным, как ребенка.

 

Многочисленные гости вернисажа с интересом рассматривали живопись, графику, скульптуры, обменивались впечатлениями. Путешествие по залам этой выставки станет не просто радостью, но и школой вкуса, особенно для тех, кто стремится проявить себя в изобразительном искусстве.

 

Маргарита РАЗУМИХИНА

Фото автора.

"Знамя. Калуга"